Проектирование
образовательных учреждений
Начиная с 2010 года в России проводится реформирование системы образования, а с 2015 начала реализовываться программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». Реализация данной программы рассчитана на 10лет.
Реформирование системы образования влечет за собой одновременно изменение архитектурных требований к учебным заведениям. Появление новых нормативных документов, внесение изменений в строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ и т.д. приводит к необходимости переоснащения и перепланировки существующих учебных заведений.
Также не следует забывать, что учебные учреждения оснащаются новым современным оборудованием. Поэтому подведенные ранее инженерные коммуникации уже не могут в полной мере обеспечивать учебный процесс, более того, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Одновременно современная школа призвана не только предоставлять кабинеты для получения базового образования, но и учитывать интересы учащихся. Для этого необходимо организовывать на территории школы отдельные зоны и помещения, которые должны не только способствовать развитию творческого потенциала у детей, а и соответствовать целому ряду инженерных требований.
Таким образом, привычные нам типовые здания школ нуждаются в повсеместной внутренней и внешней реорганизации пространства. А проектирование и строительство новых учебных заведений предполагает знание проектировщиком современных технологий строительства и проектирования, а также умение учитывать в своей работе не только собственный практический опыт, но и мировой.
Тенденции в проектировании и строительстве общеобразовательных школ
Основная задача современной системы образования – это формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому школа должна предоставить ребенку возможность прожить детство и извлечь из него уроки, а не закончить его.
В связи с этим в проектировании и строительстве общеобразовательных школ наметились следующие тенденции:
Особенности подходов к проектированию школ в России и Англии
При проектировании здания школьного учреждения будет полезно учитывать опыт Англии, которая является одним из лидеров в системе образования.
С особенностями подходов к проектированию и строительству школ в Англии и России можно ознакомиться в приведенной ниже таблице:
РОССИЯ | АНГЛИЯ |
---|---|
Правила и нормы проектирования не являются структурированными и регламентируются различными нормативными документами (СП, СанПиН, региональные нормы и т.д.) | Проектирование и строительство общеобразовательных учреждений регламентируется одним документом – Building Bulletin, в котором собраны все требования к акустике, освещению, вентиляции, дизайну и т.д. |
При проектировании обязательно учитывается площадь, выделяемая на одного ребенка (около 15 кв. м, может быть увеличена до 17 – 20 кв. м). | На одного ребенка предусмотрено 8 – 10 кв. м, так как предполагается, что данной площади достаточно для его нормального функционирования. Более того, рейтинг Программы международного оценивания учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) показывает, что отведенные на ученика квадратные метры никак не влияют на его успеваемость. |
При формировании классных комнат учитывается количество квадратных метров, отведенное на одного ученика. Классные комнаты проектируются по типовому проекту, поэтому достаточно однообразны, и отличаются разве что табличками на дверях кабинетов. | При формировании школьного кабинета учитываются не только количественные параметры (количество учеников), но и функциональные (целевое предназначение кабинета). Здание школы разделено на специализированные учебные секции (языковая, творческая, естественно-научная и т.д.), поэтому наряду со стандартными классными комнатами дополнительно предусматриваются лекционные аудитории, комнаты для небольших групп или для индивидуальной работы. |
Вестибюль и коридоры школьного здания предназначены только для перемещения, поэтому при проектировании основной упор делается на их безопасность: чем больше места, тем меньше вероятность столкнуться друг с другом. | Перемены и общие собрания проходят в многофункциональном холле. Многофункциональность холла способствует рассредоточению учеников по разным площадкам в зависимости от их интересов. |
Библиотека является местом с ограниченным доступом к информации. Школьная библиотека – это, как правило, место, где можно получить учебники или взять почитать книгу, и которое работает по установленному графику. | Библиотека – место с непрерывным и неограниченным доступом к информации. Британский подход к обучению делает акцент на самостоятельную работу, поэтому школьники с самых ранних лет ориентированы на самостоятельное получение информации. Школьные библиотеки проектируются с учетом высокой пропускной способности, оснащаются современным оборудованием и предоставляют доступ не только к печатным, но и интернет ресурсам. |
Школьный двор в целях безопасности является закрытой территорией, площадь которой напрямую зависит от количества квадратных метров, предусмотренных на ученика (как правило, это плюс 15 – 17 кв. м к отведенным на ученика в здании школы). | Проект школьного двора исходит исключительно из функциональных задач пространства. Поэтому на его территории располагаются разнообразные площадки, зоны по интересам. Школьный двор доступен не только для учеников, но и для посторонних. Более того, его могут сдавать в аренду, например, спортивному клубу. При этом чистота и безопасность школьного двора являются сферой ответственности арендатора. |
Таким образом, современная школа должна иметь не только эстетический дизайн, но и быть многофункциональной. Поэтому при проектировании следует учитывать, что в образовательный процесс должны одновременно вовлекаться такие элементы школьного здания как коридоры, вестибюли, актовые залы (то, что ранее не рассматривалось как образовательный инструмент).
Однако не следует забывать, что при проектировании школьного здания необходимо соблюдать разумный баланс, а не гнаться за трендами. Ведь в первую очередь проект учебного заведения должен быть выполнен с учетом требований безопасности учащихся и работников школы.
Специалисты компании V-GRAND разрабатывают проектную документацию как для строительства новых общеобразовательных учреждений, так и для реконструкции или модернизации существующих. Наша ключевая цель – создание проекта, который не только соответствует всем нормативным требованиям, но одновременно учитывает современные подходы и технологии строительства, а также индивидуальные пожелания Заказчика.
Специалисты нашей компании также выполняют такие работы как: проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса, проектирование медицинских учреждений.
Обратите внимание: Планировочные решения школ | Проектирование детского сада