Проектирование торговых центров

Сложно представить современный город без торгово-развлекательных центров(ТРЦ). Подобный комплекс объединяет под одной крышей массу бутиков известных брендов, продуктовые магазины и магазины промтоваров, и развлекательные зоны в виде разнообразных развлечений для детей, кинотеатров, боулинга, ледовых арен и многое другое. Поэтому перед проектировщиками стоит задача грамотно спроектировать планировку и зонирование для обеспечения успеха торговому центру (ТЦ) для получения заказчиком/инвестором высокого дохода с площади.

 

Классификация торговых центров

Рядовой покупатель различает торговые центры в основном по размеру (маленький, большой и очень большой). Однако классификация ТЦ более интересная и базируется на двух основополагающих составляющих: общей концепции проекта (в ней отражаются портрет покупателя, тип ТЦ, и состав арендаторов – якорные, мини-якорные, сопутствующие) и зоне обслуживания (территория, на которой проживает основная часть его посетителей). В мире существует всего две классификации ТЦ. Одна из них разработана американским профессиональным сообществом Urban Land Institute, вторая – Международным советом торговых центров (International Council of Shopping Centres).  В целом обе предполагают разделение торговых центров по форматам. В общей сложности классификация выглядит следующим образом:

Архитектурное и технологическое проектирование торговых центров

Основой для архитектурного и технологического проектирования магазинов и торговых центров, равно как и других разделов проекта, служит техническое задание. В нем указывается вся информация о технических характеристиках, назначении, количестве помещений и их взаимодействии между собой.  На данном этапе детально разрабатываются все аспекты строительства и функционирования торгово-развлекательного центра(ТРЦ) – то есть это технический этап. Помимо этого, есть общие важные моменты, которые нужно учитывать:

  • правильное и эффективное расположение арендных площадей;
  • распределение потоков посетителей ТРЦ;
  • доступность верхних этажей;
  • доступность для инвалидов;
  • организация торгово-технологических процессов (доставка, складирование, распределение товаров и т.д.);
  • удобный паркинг, общественный транспорт;
  • соответствие фасада и интерьера концепции ТРЦ;
  • актуальность и наполнение зоны развлечений.

В самой же архитектурной концепции разрабатываются:

  • зонирование участка;
  • план благоустройства;
  • компоновка сооружений на участке;
  • план сооружения и схемы зонирования;
  • схема парковки;
  • схема транспортных потоков;
  • концептуальное решение фасада в 3D

Планировочные решения при проектировании крупных торговых центров

Одновременно с архитектурными и технологическими решениями разрабатываются планировочные решения, состоящие из таких пунктов:

  • размещение площадей и поэтажное размещение арендаторов;
  • определение форматов магазинов и размера торговой площади;
  • схемы зонирования и технологическая схема торгового центра;
  • планировка арендных площадей, складских, административных и подсобных помещений ТЦ;
  • схемы движения посетителей в ТЦ;
  • планировка кинотеатров, фитнес-клубов и развлекательных заведений в ТЦ;
  • подбор якорных и мини-якорных арендаторов, планировка площадей для них.

Помимо архитектурных, технологических и планировочных решений также разрабатываются конструктивные решения, схемы подключения и подведения инженерных сетей (водоснабжение, канализация, вентиляция и кондиционирование и другие системы), решаются вопросы энергоэффективности, охраны окружающей среды, выбор систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о ЧС.

Этапы проектирования и строительства торговых и торгово-развлекательных центров

Проектирование и строительство торгового центра по сути ничем не отличается от разработки проекта и строительства любого другого здания. В целом, проектирование ТЦ и/или ТРЦ состоит из таких этапов:

  • подготовительный – выбор месторасположения ТЦ, выработка концепции, расчет оптимальной площади, планировка ТЦ, транспортные схемы, дизайн фасада и т.д.;
  • инженерные изыскания на будущей стройплощадке;
  • разработка проектной документации;
  • экспертиза;
  • создание пакета рабочих чертежей, используемых в дальнейшем для реализации проекта;
  • проведение авторского надзора.

Так как разработка модели здания происходит с помощью BIM-моделирования, это позволяет существенно сократить затраты времени и средств до 30%.

Строительство ТЦ заключается в подготовке стройплощадки, собственно, строительстве ТРЦ и сдачи его в эксплуатацию. При этом важно очень тщательно продумать системы вентиляции и кондиционирования – они призваны поддерживать оптимальную температуру и микроклимат в разных помещениях объекта с учетом специфики и проходимости этих помещений.

Стоимость и особенности проектирования торгово-развлекательных центров

В зависимости от состава и количества разделов проектной документации конечная стоимость проекта может варьироваться. Также на стоимость проекта влияют: суммарная площадь строения, расположение и инфраструктура ТРЦ, арендная площадь, этажность здания, паркинг, функциональное направление. По очень приблизительным подсчетам стоимость возведения ТЦ может составлять от 40 до 600 млн рублей.  Цена проектирования колеблется от 500 до 1300 руб./м2, стоимость строительства – от 30 000 руб./м2. Более точную цифру вы можете узнать, позвонив нам, или написав на почту.

У любого проекта есть свои особенности, и торговый центр – не исключение. Приступая к проектированию торгового центра следует учитывать:

  • разработка концепции ТЦ диктует различные варианты проекта. Поэтому при ее выборе не должно быть ошибки, ведь она также, как и оценка будущих арендаторов влияет на рентабельность проекта в целом;
  • при создании схем планировочной организации участка нужно учитывать масштаб застройки, различную архитектуру и назначение зданий;
  • правильное распределение торговых и технических площадей, а также выбор и организацию парковочных мест, схем движения транспорта.

В проектировании и строительстве торговых центров нет стандартных решений потому, что каждый проект уникален. И для каждого такого проекта нужно проводить исследования и вырабатывать решения, единственные в своем роде. Для заказа проекта торгового центра просто позвоните нам, или напишите на почту. V-GRAND – качество, оперативность, результат!