Проектирование образовательных учреждений

Проектирование образовательных учреждений

Как говорил древнегреческий философ Аристипп, детей нужно учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Поэтому в России с 2010 года идет образовательная реформа, а с 2015 – приступили к реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015-2025 годы. И проектирование школ играет не последнюю роль, так как современная школа – это не только набор кабинетов для получения базового образования, но и отдельные зоны и помещения, построенные с учетом детских интересов и развития творческого потенциала у школьников.

Тенденции в проектировании и строительстве общеобразовательных школ

Несмотря на увеличивающийся объем школьной программы, основная задача школы — предоставление ребенку возможности прожить детство и извлечь из него уроки, а не закончить его. В связи с этим, в проектировании и строительстве общеобразовательных школ наметились следующие тенденции:

  • открытость: обеспечение доступа ко всем учебным помещениям и позволения ученикам осваивать их в свободное время. Закрытые на замок классы, равно как и очередь перед дверями столовой – совершенно ненужная детям вещь. И в то же время каждый из нас имеет право на личное пространство, а значит школьное здание должно обеспечить возможность уединиться;
  • просторность: подход с предоставлением просторности больше соответствует ощущениям современного человека, однако некоторым детям может быть наоборот, дискомфортно в таком помещении. Для этого необходимо диверсифицировать пространство с целью предоставления ребенку вместе с открытой общей территорией пространства с камерной обстановкой;
  • мобильность: в школах с мобильным внутренним интерьером школьник и учитель могут менять пространство под себя. Однако у мобильности есть и обратная сторона медали, которая связана с тем, что дети и учителя не понимают, что делать в этих пространствах и как их использовать в образовательных целях. Мобильность подразумевает постоянные размышления ребенка о возможности использования такого пространства в отличие от стандартной кабинетной среды, где ничего трансформировать не нужно;
  • креативность: увлекательное для изучения пространство – важный тренд в образовании, но и здесь также должны быть разумные пределы.

Специалисты нашей компании также выполняются такие работы как: проектирование физкультурно-оздоровительного комплексапроектирование поликлиник больниц.

Проектирование школ в России и Англии

При проектировании здания школьного учреждения будет полезно учитывать опыт Англии – одного из лидеров в системе образования. Ниже приведено сравнение в проектировании и строительстве школ в Англии и России:

Обратите внимание: Планировочные решения школ | Проектирование детского сада

В заключение хотелось бы сказать, что при проектировании здания школы необходимо соблюдать баланс, а не гнаться за всеми трендами сразу. Также проектировщикам нужно помнить, что в образовательных целях можно использовать такие элементы здания, как коридор, лестницы, актовые залы (то, что традиционно не рассматривается как образовательный инструмент).