Проектирование автосервиса

 

проектирование станций технического обслуживания проектирование СТО проектирование автосалонов

 

Как говорилось ранее, рост продаж автомобилей повлек за собой рост строительства автосалонов и дилерских центров . При этом салон или дилерский центр может не только продавать авто, но и оказывать разнообразные сервисные услуги, в частности техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР), продажу запчастей и комплектующих и другие. Наличие СТО при автосалоне не является обязательным, но чем б́о́льший спектр услуг можно предложить, тем лучше. И клиенту, и вам. Проектирование автосервиса в 2018 году обязано учитывать нюансы рассмотренные далее.

Из этой статьи вы узнаете о:

  • Видах СТО
  • Преимуществах и недостатках разных видов автосервиса
  • Основных требованиях при проектировании СТО, а также особенности :
    • проектирования дилерских автосервисов
    • проектирования дорожных автомастерских
    • проектирования СТО для грузовых авто и автобусов
  • Результате спроектированной автомастерской
  • Некоторых рекомендациях по открытию своего автосервиса

 

Классификация сто

 

Для наглядности основные виды станций технического обслуживания авто представлены на рисунке ниже:

проектирование станций технического обслуживания проектирование СТО проектирование автосалонов

 

Немного подробнее о каждом виде мастерской по ремонту автотранспорта.

По мощности автосервис может быть:

  • малым – до 15 рабочих постов;
  • средним — 16-30 постов;
  • большим – 31-50 постов;
  • крупным – свыше 50 постов.

Хотя с учетом стоимости оборудования и работ, необходимых для открытия автосервиса, может быть принята следующая классификация: малое СТО – до 5 постов, среднее – 6-15 постов, большое – более 15 постов.

По типам:

  • Городские – при этом как видно из рисунка выше, подобные автомастерские могут быть как комплексными (оказывающими полный спектр услуг) и универсальными, так и специализированными по видам выполняемых работ и моделям авто. Узкая специализация – вполне прибыльная ниша. Фишка — в специализации на каких-то конкретных видах работ, или же на определенных марках авто. Однако есть и минусы (более подробно в таблице о плюсах и минусах разных автомастерских).
  • Дорожные – небольшие автосервисы на 2-5 рабочих постов, предназначенные для устранения неисправностей, часто возникающих в пути. Такие СТО, как правило, универсальные (обслуживают и фуры, и легковые авто) и достаточно часто размещаются рядом с кемпингами и мотелями.
  • СТО для грузовых авто и автобусов (подобные станции техобслуживания появились сравнительно недавно и бо́льшая их часть — это специализированные предприятия по обслуживанию авто определенной марки. Такие автосервисы входят в дилерские и сервисные сети заводов-изготовителей и занимаются в основном гарантийным техобслуживанием и ремонтом).

Отдельный вид сервиса, не вошедший в рисунок – гаражные автомастерские (то есть услуги по ремонту авто оказываются у кого-то в гараже. Этим кем-то может быть сосед-автомеханик, либо просто автомеханик, решивший таким образом подзаработать). В данном случае проектировать что-либо (здание, расположение оборудования и т.д.) не нужно, место ремонта – гараж.

 

Преимущества и недостатки различных типов автосервисов

 

Каждый тип автосервиса имеет место быть, при этом нужно учитывать их сильные и слабые стороны. В таблице ниже указаны основные преимущества и недостатки каждого типа:

 

проектирование станций технического обслуживания проектирование СТО проектирование автосалонов

 

Как говорилось выше, гаражный автосервис проектировать не нужно. Остальные же требуют как тщательно проработанного бизнес-плана (ниже в статье), так и грамотного проектирования.

проектирование станций технического обслуживания проектирование СТО проектирование автосалонов

 

Основные требования при проектировании станции технического обслуживания

 

Итак, основные требования:

  • Минимум затрат на строительство и эксплуатацию;
  • Планировка соответствует выбранной схеме производственного процесса и технологическому расчету;
  • По максимуму применяются типовые проектные решения;
  • Конструкторские и объемно-планировочные решения унифицированы;
  • Гибкие производственные процессы и при этом есть возможность быстрой модернизации и реконструкции при изменении внешних условий;
  • Рациональное использование площади предприятия;
  • Созданы необходимые условия для клиентов и оптимально размещены клиентские, производственные и бытовые помещения.

При проектировании любого автосервиса руководствуются следующими документами: «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», ОНТП и соответствующие СНиПы.

Несмотря на это, есть особенности при проектировании дилерских, дорожных и СТО для грузовых авто и автобусов.

 

 Особенности проектирования дилерских СТО

Если вы решили стать авторизованным дилерским центром по продаже и ремонту автомобилей, то следует определиться с маркой авто и ознакомиться с требованиями, предъявляемыми заводом-изготовителем к дилеру. В целом, можно выделить следующие особенности:

  • дилерский центр следует располагать как можно ближе к центру, желательно на одной из главных улиц; также можно спроектировать его рядом с крупными торговыми центрами, станциями метрополитена или остановок общественного транспорта;
  • должно быть как минимум 2 входа – для клиентов и для персонала;
  • за редким исключением все производственные подразделения, автосалон, складские и административные помещения объединяются в одном здании;
  • парковка, архитектура, дизайн, качество материалов должно отвечать дилерским стандартам;
  • нужно запроектировать полный спектр клиентских помещений, вплоть до детской комнаты;
  • производственная зона отдельно от клиентской, равно как и офисные, административные и служебные помещения отделяются от выставочного зала стенами из прозрачного стекла, позволяя клиентам наблюдать за процессом обслуживания и ремонта авто;
  • и др.

Особенностей проектирования авторизованных СТО гораздо больше, и они расписаны на сайтах заводов-производителей.

 

Особенности проектирования дорожных СТО:

  • размещение на дорогах с высокой интенсивностью движения (международные, междугородние трассы);
  • дорожные СТО уместно проектировать в комплексе с автомагазином, АЗС, небольшим кафе/мотелем (при наличии спроса на такую услугу);
  • применение универсального технологического оборудования, инструментов и приспособлений (потому как могут ремонтироваться как грузовые, так и легковые авто);
  • обязательно наличие участка технической помощи на дорогах и самообслуживания;
  • помимо стоянки для авто клиентов СТО, можно организовать автостоянку для большегрузного транспорта и автобусов.
  •  

Особенности проектирования СТО для грузовых авто и автобусов:

  • возможно расположение СТО в промзоне городов, если поблизости есть крупные АТП (автотранспортное предприятие) и автопарки, с которыми заключены долгосрочные контракты на обслуживание и ремонт авто;
  • на крупных станциях выполняют капитальный ремонт двигателей, агрегатов и полнокомплектных авто, в связи с этим СТО оснащают дополнительным комплектом технологического оборудования;
  • 70-80% постов оборудуются подъемными стойками, остальные – осмотровыми канавами;
  • в зоне диагностики обязателен пост, оборудованный стендом тяговых качеств;
  • предпочтение отдается транспорту, проданному в совмещенном с СТО автосалоне, либо других автосалонах дилерской сети.

 

В результате грамотно спроектированной мастерской по ремонту авто вы получаете:

  • разработанную концепцию автосервиса;
  • оптимально распланированное размещение оборудования;
  • подсчитанные инженерные коммуникации;
  • список оборудования, отвечающего вашим требованиям и ресурсам станции.

Помимо этого, в проекте автосервиса в обязательном порядке учитываются:

  • месторасположение мастерской;
  • тип автосервиса и его размеры;
  • предполагаемый поток клиентов;
  • количество рабочих мест и перечень планируемых услуг.

проектирование станций технического обслуживания проектирование СТО проектирование автосалонов

 

Рекомендации по открытию своего автосервиса

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций по открытию СТО как бизнеса.

  1. Документы. Они, в принципе стандартны, как и для любого малого бизнеса. Вот, что необходимо:
    • свидетельство ИП;
    • договор аренды земли и помещения, либо документы на право собственности;
    • разрешение от СЭС;
    • разрешение от пожарной инспекции;
    • сертификат соответствия стандартам;
    • уголок покупателя.
  2. Помимо этого, нужно назначить ответственного за технику безопасности и оформить работников с копиями дипломов технических специалистов. Чтобы не возникло никаких проволочек, обратитесь к юристу за помощью в составлении пакета документов для открытия СТО.
  3. Помещение. Для того, чтобы мастерская приносила прибыль, в здании должно свободно размещаться как минимум 2 авто, лучше – до 5. Это позволит обслуживать бо́льшее количество авто одновременно. Следовательно — меньше очередь, больше прибыль. Учтите, что в самом сервисе должны быть: слесарный, малярный, кузовной цеха, склад автозапчастей, а также шиномонтаж, развал-схождение, ремонт электроники и площадка для ремонта проводки всех коммуникаций. Оптимальным по площади считается помещение 500-900 м2.
  4. Тип автосервиса. Это может быть:
    • Авторизованное СТО – в полном подчинении у официального дилера или завода-производителя. Такое СТО специализируется на конкретной марке авто. Для открытия такого типа сервиса понадобится специальная лицензия. Максимальная прибыль – до 10000 $ за месяц, при условии открытия в крупном городе с большим числом иномарок;
    • Сетевое – практически пустая ниша. Самая популярная сеть – Bosch Car Service. Можно заработать до 7000$ за месяц;
    • Одиночная автомастерская без какой-либо аккредитации (так называемое независимое СТО). Достаточно высокий уровень услуг, что помогает конкурировать с первыми двумя типами СТО. Предлагают аналогичный набор услуг, при этом ценник может быть до 30% ниже. Доход колеблется от 2000$ до 12 000$ за месяц;
    • Индивидуальные услуги (гаражный автосервис). Отнести его к бизнесу как таковому сложно. Это скорее самозанятость, так как услуги осуществляются в собственном гараже. Тем не менее, пользуется спросом. Здесь можно заработать 800-1200$ в месяц.

 

Тип сервиса вместе с перечнем оказываемых услуг прямо влияют на стоимость проекта.
  1. Персонал. Хорошие специалисты – это половина успеха предприятия. И одновременно головная боль. Потому, что действительно мастеров своего дела найти сложно. Для начала расспросите друзей и знакомых на предмет знакомства с хорошими спецами в данной сфере. Если да, то можете предложить им сотрудничество и обязательно назначьте испытательный срок с контролем качества работ и отзывами клиентов. Обеспечив хорошие условия труда, вы сведете текучку кадров к минимуму.
  2. Оборудование. Во всей истории с открытием СТО, львиная часть расходов приходится на оборудование. Именно качественное современное оборудование позволит проводить заявленные работы в полном объеме и сэкономить время на их проведение.

Чтобы открыть свой автосервис, понадобится как минимум 600 000-800 000$ на старте (с учетом разработки проектной документации, минимального маркетингового бюджета и прочих расходов). Срок окупаемости напрямую зависит от качества и количества оказываемых услуг, маркетинговой стратегии, удобного месторасположения. В среднем автосервис окупается за 4-7 лет. Может и быстрее, если вы постоянно расширяете перечень услуг, либо делаете это не так как все (например, у вас на СТО работают девушки-автомеханики).

Обратите внимание: Проектирование автомоекПроектирование автосалона